On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Пост N: 48
Зарегистрирован: 16.09.06
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.12.06 03:40. Заголовок: Фильмы Карела Земана


(Zeman Karel). Чешский режиссер, сценарист, художник. Преемник и продолжатель линии Мельеса в кинематографе. Зачинатель (вместе с Й. Трнкой и Г. Тырловой) чехословацкой кукольной (объемной) мультипликации. Автор фантастических приключенческих фильмов, исполь-зующий различные техники кино, включая комбинирование анимации с игрой живых актеров. Найдя новый выразительный язык, 3еман уже в самом начале своего творческого пути научился пользоваться им с таким совершенством, что каждый его новый фильм становился событием не только отечественного, но и мирового кинематографа.
Родился 3 ноября 1910 г. в Остромнержи у Новой Паки, умер 5 апреля 1989 г. в Злине (Готвальдов). Окончив коммерческое училище и курсы художественной рекламы, работал проектировщиком и рисовальщиком рекламных агентств, оформлял витрины во Франции (1930—1936), затем у обувного магната Бати в Злине. Активный интерес к кукольному театру, проявившийся уже в годы учебы, приводит 3емана в трюковый павильон злинской киностудии (1943), где он начинает работать как художник и режиссер кукольных фильмов. В первых кинематографических опытах ему помогала Г. Тырлова, однако учеником Тырловой в обще-принятом смысле слова 3еман никогда не был, изначально избрав собственный путь.
В 1946 г. 3еман дебютирует как режиссер поэтической лентой "Рождественский сон", первым комбинированным трюковым фильмом, в котором ожившая игрушка двигалась в реальном пространстве. Состоявшая из игровой (ее режиссером был брат Карела Борживой Земан, впоследствии известный комедиограф) и кукольной частей, эта новаторская по технике и безупречная по стилю картина привлекла к себе внимание кинематографистов мира и была отмечена Премией за лучший кукольный фильм на МКФ в Каннах в 1946 г.
В последующие годы 3еман создает ряд короткометражных кукольных лент на актуальные темы общественной жизни, связанных между собой одним персонажем паном Прокоуком ("Пан Прокоук — бюрократ"; "Пан Прокоук в искушении", пр. чехословацкой кинокритики; "Пан Прокоук — изобретатель", пр. чехословацкой кинокритики, пр. на МКФ в Марианских Лазнях; и др.). После сериала о пане Прокоуке, отдельные фильмы которого появля-лись на протяжении многих лет, 3еман вернулся к миру фантазии в интересном экспериментальном фильме "Вдохновение" (гл. пр. за лучший фильм объемной мультипликации на МКФ в Knocke le Zoute, 1949; По-четный диплом на МКФ в Нью-Де-ли, 1952; Почетный диплом на МКФ в Монтевидео, 1954; Первая премия на МКФ в Монреале, 1958), исполь-зовав для анимационной балетной пантомимы стеклянные фигурки известного художника по стеклу Й. Брихты. В 1950 г. в той же тех-нике объемной мультипликации 3. создает сатирическую сказку "Король Лавра" (пр. за лучший куколь-ный фильм на МКФ в Карловых Варах), используя мотив царя Мидаса из сатирической поэмы К. Г. Боровского. В следующем фильме "Клад Птичьего острова" (пр. МКФ в Карловых Варах, 1952; почетный диплом на МФ детских фильмов в Варшаве, 1957), сказке, изобразительно стилизованной под персидские миниатюры, режиссер продолжает эксперимент, предпринятый в "Рождественском сне", соединяя техники рисованного, кукольного и игрового кино. Это новый вид кинематографа, часто называемый трюковым, на долгое время становится ведущим в его творчестве. Первых ярких результатов в этом виде кинематографа режиссер добивается в полнометражной фантастической приключенческой ленте на научно-популярную тему развития жизни на Земле "Необыкновенное путешествие" / "Путешествие в доисторические времена" (1953, Государственная премия К. Готваль-да, 1957; Гран при МКФ в Венеции, 1955; Почетный диплом МКФ в Эдинбурге, 1955; премия критики на МКФ в Мангейме, 1956; "Золо-тая медаль" за лучший детский фильм в Москве, 1957). В этом фильме фигурки доисторических животных создавались по рисункам ученых, а сюжет выстраивался как полное приключений путешествие четверых ребятишек, попадающих в разные фазы развития Земли.
Подлинным шедевром мастера стал созданный по мотивам рома-нов Жюля Верна фильм "Губительное изобретение" (в советском прокате "Тайна острова Бек-Кап", Государственная премия К. Готвальда, 1959; пр. чехословацкой кинокритики; Гран-при на кинофестивале Всемирной выставки в Брюсселе, 1958; пр. французской кинокритики; пр. французской Киноакадемии "Хрустальная звезда", 1959), имевший колоссальный успех у детской и взрослой аудитории всего мира. Фильм рассказывал о фантастических приключениях изобретателя взрывчатого вещества необычайной силы профессора Роха, похищенно-го криминальным авторитетом Артигасом. Чтобы воссоздать романтическую атмосферу романов знаменитого писателя, 3еман использовал не только сложные трюки, но и обратился к гравюрам, которыми было иллюстрировано первое издание сочинений писателя, благодаря чему фильм приобрел неуловимый налет давно прошедших времен. Продолжает этот эксперимент "Барон Мюнхгаузен" (Вторая главная премия на МКФ в Локарно, 1962; "Золотая пальма" на МФ комедийных фильмов в Бордигеро, 1963; "Сереб-ряный кубок" на МКФ в Бостоне; Гран-при на Международном смот-ре фильмов для детей и юношества в Каннах, 1964), поставленный по одноименной книге Готфрида Бюргера и стилизованный под ее иллюстрации. Уделяя главное внимание игре актеров, 3еман вводит в истории знаменитого выдумщика персонаж современного космонавта Тоника, благодаря чему в фильме удается противопоставить два мира — мир кавалера времен рококо, фантазия которого не знает границ, и фантастический по своим возможностям мир молодого человека современности. Актерская игра, комбинированные съемки и стилизация служили непосредственному усилению идейного замысла. Здесь же, главным образом в его драматической функции, 3еман впервые использует цвет. Благодаря трюкам герои не чувствовали себя связанными с реальностью, с Землей, поскольку знаменитый барон в фильме, в отличие от романа, предпочитал Земле Космос. Обращением к истории стал фильм 3емана "Хроника шута" (1964, Большой приз и приз за лучшую режиссуру на МКФ в Сан-Фран-циско; первая премия на МКФ в Аддис-Абебе; пр. на международном смотре фильмов для детей и юношества в Каннах, 1965), история двух мушкетеров времен Тридцатилетней войны, обнажающая бессмысленность войн вообще. Как и в предыдущих фильмах, режиссер создавал изображение за счет синтеза техник нескольких видов кинематографа.
К любимому источнику вдохновения, романам Жюля Верна, 3емана возвращается двумя фильмами. В одном из них, "Украденном дирижабле" (спец. пр. Иранского киноинститу-та на МФ фильмов для детей и юно-шества в Тегеране, 1967; II премия на МКФ в Аддис-Абебе; первый пр. детского жюри "Нептун" на МФ для детей и юношества в Римини, 1968; "Серебряная Сирена" на МКФ в Сорренто, 1969), режиссер, изрядно переработав сюжет романа "Два года каникул", рассказывает о захватывающих приключениях пятерых любопытных чешских мальчишек, которые в 1891 г. попадают на дирижабле из Праги на необитае-мый остров посреди океана. В фантастической ленте "На комете" (пр. CIDALC, Медаль МКФ в Венеции, 1970; пр. МКФ в Тегеране, 1972, и Париже, 1973), также использующей в изобразительном решении гра-вюры XIX века, речь идет уже о невероятных приключениях группки людей, в конце прошлого века отсеченных от Земли пролетающей кометой и унесенных на обломке планеты в космос. В юмористичес-кой форме 3еман рассказывал не только о космических странствиях, но и об извечном стремлении человека к идеалу справедливости.
По существу, режиссер развивал заветы Мельеса в новых технических условиях, добиваясь полногосимбиоза трюковой и игровой частей в своих "трюковых" или "комбинированных" фильмах, что позволило сделать куклу равноценным партнером актера. Происходило это постепенно. Все началось с фабулы "Необыкновенного путешествия", в "Губительном изобретении" живой человек уже боролся с кукольным осьминогом, в некоторых кадрах кукла даже заменяла человека. В "Бароне Мюнхгаузене" куклы (животные, предметы) заполняют весь фантастический мюнхгаузеновский мир. В "Хронике шута" трюк и изобразительная стилизация (типичные для кукол) способствуют акцентированию идеи. Так, диалог двух персонажей переходит в рисованные кадры и возвра-щается к живым актерам. Трюк под-черкивает идею, порой переходя в гротеск. Именно с помощью трюка режиссер отрывает образ от реальности, в которой его могла бы оставить игра живого артиста. "Мой метод, — говорил режиссер, — позволяет мне реализовать вещи, которые при обычной кинематографической технике невозможны. Я экспериментирую в кино для того, чтобы найти путь к зрителю. Фантазия развивается произвольно. Она должна быть подчинена идее. Моя профессия — добиваться кинематографической выразительности. Вот почему я стремлюсь к тому, чтобы дать зрителю зрелище. Мне кажется, неважно, какую технику использует режиссер. Важно, какое впечатление производит картина на зрителя".
В конце 70-х — начале 80-х гг. 3еман, не видя возможностей для продолжения работы с трюковыми фильмами (из-за их трудоемкости ре-жиссер не обзавелся ни учениками-последователями, ни молодыми по-мощниками и после ухода старых соратников остался один на один со своими штучными, создаваемыми буквально вручную фильмами), возвращается к традиционной форме классического рисованного фильма, обогатив ее принципами объемной мультипликации, и снимает семь короткометражных лент, стилизованных под персидскую миниатюру ("Приключения мореплавателя Синдбада", "Второе путешествие моряка Синдбада", "В стране великанов", "Магнитная гора", "Ковер-самолет", "Морской султан", "Укрощение демона"), впоследствии объединив их в полнометражную картину "Сказки тысячи и од-ной ночи" (Спец. диплом на МКФ в Венеции, 1976). Спустя три года появляется еще один полнометраж-ный фильм 3емана "Ученик чародея" (пр."Золотая статуэтка" за лучший пол-нометражный фильм на МФ филь-мов для детей и юношества в Теге-ране, 1977; почетный диплом на МФ фильмов для детей и юношества в Лозанне, 1979), экранизация сербо-лужицкой сказки "Крабат", отмеченный мрачноватым драматизмом и таинственностью размытого и затуманенного дождем пейзажа. Последняя работа режиссера - снятая в поэтическом ключе "Сказка о Гонзике и Марженке".
Выполненные на высочайшем художественном уровне, несущие на себе печать великого мастера, от-крывающие чудесный мир фанта-зии, фильмы 3емана о приключениях на суше, воде, под водой и в космосе, о далеком прошлом и столь же далеком будущем, став частью мирового кинематографа, явились в то же время предтечей "фантастического" направления в мировом зрелищном кино, громко заявившего о себе в 70-е гг. и далеко не исчер-панного и сегодня.
В течение своей творческой жизни Карел Земан неоднократно награждался высшими национальными наградами и званиями: заслуженный художник, 1961, народный художник, 1970, кавалер Ордена республики, 1980, и др.


Фильмография: "Рождественский сон" (Vanocni sen), "Хомяк" (Kfecek), "Подкова на счастье" (Podkova pro stesti), все — 1946; "Пан Прокоук — бюрократ" (Pan Prokouk ufaduje), "Пан Прокоук на уборке урожая" (Pan Prokoukjedenabrigadu), "Пан Проко-ук в искушении" (Pan Prokoukv pokuseni), все — 1947; "Пан Прокоук — кинемато-графист" (Pan Prokoukfilmuje), 1948; "Пан Прокоук — изобретатель" (Pan Prokouk vynalezcem), "Вдохновение" (Inspirace), оба — 1949; "КорольЛавра" (Krai Lavra), 1950; "Клад Птичьего острова" (Poklad Ptacfho ostrova), 1952; "Путешествие в первобытные времена" (Cesta do praveku), 1955; "Губительное изобретение"/"Тайна острова Бек-Кап" (Vynalez zkazy), 1957; "Барон Мюнхгаузен" (Baron Prasil), 1961; "Хроника шута" (Blaznova kronika) 1964; "Похищенный дирижабль" (Ukradena vzducholod'), 1966; "На комете" (Na kome-te), 1970; "Сказки тысячи и одной ночи" (Pohadkytisi'ceajednenoci), 1974; "Ученик чародея" (Carodejuvuceri), 1977; "Сказка о Гонзике и Марженке" (Pohadka о Ноп-zikovia Marence), 1981.

P/S/ В детстве помню смотрел мультфильмы про Синбада и видел фильм "Тайна острова Бэк-Кап" - этот фильм мне очень понравился и запомнился, потом помню прочитал сам роман Жюля Верна "Флаги родины" - но роман показался даже не таким ярким, как фильм. Недавно приобрел этот фильм на ДВД - уже 2 раза пересмотрел - очень хороший фильм. Кто-нибудь смотрел фильмы Земана? Какие ваши впечатления от этого и других фильмов?







Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]


Архиадмин/Archadmin




Пост N: 282
Зарегистрирован: 20.03.06
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.12.06 10:19. Заголовок: Re:


я очень давно смотрел "Таяна острова Бэк-кап"...Настолько давно, что не помню что-там такого было...
может быть еще смотрел "Ученик чародея"... но опять же очень и очень давно... поэтому о впечатлениях трудно судить

Алексей

http://spadla.narod.ru
--
Кто выстрелит в прошлое из ружья, в того будущее выстрелит из пушки.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Заслуженный художник Гуруна




Пост N: 15
Зарегистрирован: 15.11.06
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.07.08 20:07. Заголовок: Спасибо, что вспомни..


Спасибо, что вспомнили фильм "Тайна острова Бэк-кап".Я лет 10 вспоминал. Так и спрашивал: "Есть ли фильм снятый по чёрно-белым книжным иллюстрациям ?" Не знай кем, не знай когда. Думал это голливудский блокбастер, а оказалось ЧССР. Приятная неожиданность. Картина будет интересна в первую очередь любителям оригинального визуального ряда.
Вот тут есть скриншоты:
http://www.nnm-club.info/forum/viewtopic.php?p=612940
И вообще, спаибо вашему сайту за достойное внимание к чехословацкому кинематографу. Много интересных открытий. Я то раньше думал, что у "братьев славян" лишь один фильм заслуживает внимания. Сами знаете какой.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Заслуженный художник Гуруна




Пост N: 2094
Зарегистрирован: 15.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.12 17:27. Заголовок: Вот как Карел Земан ..


Вот как Карел Земан создавал свои шедевры:



А на 3:53 видно как создавался эфект "Майкиного пришествия"



Я там пакеты надуваю, а вы тут по планетам летаете и таскаете сюда девчонок. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Заслуженный художник Гуруна




Пост N: 2098
Зарегистрирован: 15.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.12 22:48. Заголовок: Kary пишет: шедевры..


Kary пишет:

 цитата:
шедевры, подобные "SzO"


А вот поподробнее. Чё-то давно не попадалось подобное. Даже больше скажу - вообще не попадалось.

Я там пакеты надуваю, а вы тут по планетам летаете и таскаете сюда девчонок. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
         
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет